Почему не стоит заливать маловязкие масла в старые машины
Для многих владельцев авто с пробегом вопрос выбора моторного масла становится дилеммой. Современные маловязкие масла, несомненно, привлекательны, но подходят ли они для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с пробегом?
Почему не стоит заливать маловязкие масла в старые машины
Для многих владельцев авто с пробегом вопрос выбора моторного масла становится дилеммой. Современные маловязкие масла, несомненно, привлекательны, но подходят ли они для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с пробегом? Давайте рассмотрим технические аспекты этого вопроса.
Классификация моторных масел по вязкости
Масла делятся на "густые" и "жидкие" по специальной классификации SAE. Если на банке написано XW-16, XW-20 или XW-30, то масло довольно жидкое, а если XW-40 или XW-50, то оно гуще.
Для большинства автолюбителей классификация SAE стала привычным инструментом при выборе моторного масла. Ее простота и наглядность позволяют без труда подобрать подходящий продукт.
Что такое HTHS и его значение
В последние годы в автомобильной сфере все чаще используется термин HTHS. Это сокращение от английского "high temperature high shear" и означает "высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига". Этот параметр характеризует способность масла сохранять свои свойства в экстремальных условиях работы ДВС.
Как работает масляная пленка в двигателе
Это показатель прочности масляной пленки в ДВС. Представьте, что детали мотора – это шестеренки, которые постоянно трутся друг о друга. Масло создает между ними тонкую пленку, чтобы уменьшить трение. HTHS показывает, насколько прочна эта пленка при высоких температурах и нагрузках. Чем выше HTHS, тем меньше износ деталей и дольше прослужит мотор.
Если HTHS менее 3,5, то масло считается жидким, а если больше 3,5 – то густым. Масло 5W-30 как раз находится на границе, и его можно отнести как к одному типу, так и к другому в зависимости от значения HTHS.
Особенности низковязких масел
Низковязкие масла обладают высокой текучестью, позволяя им быстро заполнять зазоры между деталями двигателя. Это особенно важно для современных моторов с точными допусками. Благодаря снижению трения достигается экономия топлива и уменьшается износ ДВС. Густые масла не способны так эффективно проникать в узкие зазоры и обеспечивать надежную смазку.
Проблемы использования маловязких масел в старых двигателях
Для старых ДВС с большим пробегом такие варианты могут быть не лучшим выбором. Дело в том, что в таких двигателях часто присутствуют микротрещины и зазоры, которые смазка не способна эффективно заполнить. В результате возникает риск образования металлического контакта между деталями, приводя к их быстрому износу.
Влияние режима эксплуатации на выбор масла
Низковязкие масла не подходят не только для старых автомобилей, но и для тех, которые много ездили по городу. Дело в том, что частые старты и остановки, пробки – создают большую нагрузку на двигатель. Из-за этого он быстрее изнашивается, и смазка просто не сможет его защитить. При выборе смазки важно учитывать не только возраст автомобиля, но и его "усталость". И лучше оценивать ее не по километражу, а по моточасам.
Современные двигатели с классической конструкцией
Помимо старых моделей, есть и современные автомобили с моторами, унаследованными конструктивные особенности прошлого века. Например, ряд моделей французских производителей до сих пор оснащаются моторами, которые, несмотря на модернизацию, сохраняют некоторые черты классических конструкций. Залив в такие двигатели маловязкое масло, можно столкнуться с проблемами, связанными с недостаточной смазкой и повышенным износом деталей.