Технические характеристики моторных масел
Основными характеристиками, которыми руководствуются владельцы автомобилей при выборе масла, является
Несмотря на спецификации автопроизводителей на использование того или иного масла, необходимо быть внимательным к техническим характеристикам. Особенно для автомобилей, эксплуатируемых в сложных условиях: при высоких или низких температурах, высокогорье, запыленных районах и тому подобных. Ведь под одним допуском, выданным автоконцерном, могут находиться жидкости, различные по своим свойствам.
Класс вязкости
Класс вязкостно-температурных свойств – одна из ключевых и наиболее распространенная группа характеристик моторного масла, указывающая на диапазон температур эксплуатации. По классификации SAE J300 масла делятся на зимние (W) и летние (без обозначения).
Каждый класс вязкости соответствует определенному набору характеристик: прокачиваемости масла через масляный насос, проворачиваемости при холодном пуске и высокотемпературной вязкости. Например, моторное масло 5W-40 должно обеспечивать запуск холодного двигателя при -30°С, корректную работу насоса при -35°С, а при 100°С иметь кинематическую вязкость между от 12,5 до 16,3 мм2, исключающую износ трущихся поверхностей.
Зольность и щелочное число масла
Сульфатная зольность моторного масла – характеристика, измеряющая количество неорганических соединений в присадках. Такие элементы включают в себя различные металлы, при сгорании которых на трущихся деталях может образоваться зола. С другой стороны, понятие зольность пересекается с щелочным числом масла, т.е. способностью смазывающей жидкости обеспечивать защиту двигателя благодаря наличию все тех же присадок.
Зольность измеряется в процентах, в зависимости от их количества масла делятся на несколько видов.
- Полнозольные – имеющие полный пакет зольных присадок, количество которых составляет до 1,6%.
- Среднезольные – масла с ограниченным количеством присадок, золы в которых до 0,9%.
- Малозольные – с минимальным количеством присадок. Значение зольности составляет до 0,5%.

Параметры зольности необходимо подбирать индивидуально. В автомобилях, оснащенных катализаторами или сажевыми фильтрами, использование полнозольных масел не предусматривается, так как это может вывести из строя систему очистки выхлопных газов. А применение низкозольных масел в атмосферных автомобилях без непосредственного впрыска нецелесообразно и снизит запас по пробегу между заменами, ведь щелочное число и моющие свойства низкозольных масел значительно ниже.
Испаряемость и температура вспышки
Расход масла в автомобиле связан не только с износом силового агрегата, но и с некоторыми свойствами моторного масла. Непосредственного параметра для определения угара масла не существует, на него влияет два показателя – температура вспышки и испаряемость.
Температура вспышки – это температура, при которой происходит воспламенение паров масла. Чем выше это значение, тем менее смазывающая жидкость склонна к выгоранию. Хорошими считаются масла, температура вспышки которых составляет свыше 245 °С.
Испаряемость по методу Ноак – способность моторного масла выдерживать высокую температуры (свыше 250 °С) при длительной работе (1 час). Допустимым результатом считается значение потери жидкости не выше 14%. Соответственно, чем показатель меньше, тем меньше потерь масла происходит при эксплуатации.
Выбор масла с высоким сопротивлением угару особенно важен для высокооборотистых автомобилей, а также для любителей быстро и далеко ездить.
Как выбирать масло
Выбор моторного масла – непростая задача для автовладельца. И справиться с ней с легкостью поможет наш каталог моторных масел, где можно отфильтровать ассортимент по ключевым параметрам – допуски автопроизводителей и класс вязкости. А ознакомиться с технической характеристикой масел по другим параметрам, чтобы сделать окончательный выбор в пользу того или иного масла, можно в технической документации производителей.